С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Исламские календари

В наше время очень сильно укоренилось такое расписание намазов как «полтора часа». Т.е. независимо от времени года ночной (иша) намаз читается через 1.5 часа после вечернего (магриб) намаза, а утренний (фаджр) намаз за 1.5 часа до восхода (шурук) солнца. Откуда берет свое начало данный метод?

Раньше, до Октябрьской революции 1917 года, наши предки старались, как можно более точно определить время намаза. В отличие от них у нас есть приборы, дающие нам возможность определить время намаза с точностью до минуты. Рассмотрим один пример 23 августа 1903 года.

Примечание: в настоящее время, в России, летосчисление ведется по григорианскому календарю (новый стиль), который введен с 14 февраля 1918 года. Различие между старым и новыми стилями составляет примерно 13 дней. В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918, датируются по юлианскому календарю (старый стиль), с 1 февраля 1918 – по григорианскому (новый стиль). В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут и 14 секунд длиннее тропического года. Разница между старым и новым временем составляет приблизительно 40 минут.

На календаре (рисунок указан ниже) указывается дата, как по солнечному, так и по лунному календарю. Под числами есть три столбика, в первом написано « تقويم » (расписание), во втором Казань, следующий столбик Астрахань и Бухара. Под ними есть буквы «ق » означает минуты, а « ت » - часы. Первая строчка после « تقويم », « بلنور طانك » означает рассвет, за ней « جغار قوياش » означает восход солнца, « توش زوال » означает время зенита, « ايكندي » - предвечерний (аср) намаз, « بايور قوياش » означает время захода солнца, « يستو » - ночной (иша) намаз. То есть:

Расписание на 23.08.1903
Фаджр - 02:13
Восход - 5:10
Зенит - 12:00
Аср - 16:39
Магриб - 18:45
Иша - 21:14
13 Джумада ас-Сани 1321

Сразу возникает вопрос, а правильно ли это расписание? Это можно проверить. Возьмем время восхода солнца и сравним. Учитывая два, очень важных, момента. Первое это, как мы уже сказали, событие было до 1 февраля 1918, значит необходимо прибавить разницу, примерно 13 дней. И второе это, разница во временных промежутках, составляет примерно 40 минут. Следовательно, к 23 августа прибавляем еще 13 дней и получаем 5 сентября, к времени шурука «Восход - 5:10» прибавляем еще 40 минут и получаем, что 5.09.13 «Восход – 5:50». Что в действительности отличается лишь на несколько минут.

Во время процветания в России социализма, атеистической идеологии, велись притеснения верующих людей, закрывались мечети, медресе и не давали исповедовать свою религию. Настал критический момент, когда люди, которые продолжали читать намаз, очень нуждались в определении времени намазов. На фото представлено послание Уфимского ДУМ (духовное управление мусульман) всем своим подчиненным, где говорится о так называемом расписании «полтора часа», которое практикуется, и по сей день. На тот тяжелый период времени было необходимо довести до мусульман времена намазов, так чтобы не попасть под горячую руку правительства.

В данном послании указано только время зенита (с октября по сентябрь) для городов: Москва, Уфа, Казань, Горький, Ростов, Новосибирск, Астрахань, Омск, Тюмень и Иркутск. Ниже ДУМ разъясняет, когда читать остальные намазы. Время, которое указано, время для азана обеденного (зухр) намаза. Утренний (фаджр) намаз за 1 час и 40 минут до восхода (шурук) солнца. Послеобеденный (аср) намаз за 1 час до захода солнца. Ночной (иша) намаз через 1 час 30 минут после захода солнца. Составить в таком виде расписание было вынужденным решением из-за гонения мусульман.

Немного из истории

Как свидетельствуют исторические источники и археологические раскопки, предки современных татар - булгары - начали приобщаться к исламу в первых десятилетиях IX века, и этот процесс завершился в 922 г. провозглашением мусульманства официальной религией Волжской Булгарии. С XIII в. Волжская Булгария неоднократно переживала тяжелые потрясения, с разных сторон обрушивались на нее чужеземцы. Тяжкие испытания выпали на долю булгаро-татар после покорения в 1552 г. Казанского ханства Иваном IV. Несмотря на социально-экономические и национальные притеснения со стороны Российской империи, татарский народ сохранил свою культуру - в чем серьезную роль сыграл ислам. Естественный ход развития ислама в начале XX века был прерван Октябрьской революцией (1917 г.) и той политикой, которая стала проводиться большевиками по отношению к религии. В период массовых репрессий 30-х гг. культовые учреждения закрывались, либо уничтожались совсем. На 1 апреля 1939 г. из 1598 мечетей и 560 церквей, действовавших на территории республики до революции, 817 использовалось под культурные учреждения - школы, клубы и т.п., 159 - для хозяйственных нужд. Кино, театры, музеи, клубы, библиотеки, периодические издания - все используется как средства борьбы против религии. С конца 80-х гг. наблюдалась заметная "оттепель" во взаимоотношениях советского государства и мусульманских религиозных организаций. После распада СССР в 1991 г., когда атеистическая идеология потеряла главенство, за несколько лет в Республике Татарстан произошел бурный рост количества религиозных общин и организаций, количество приходов и мечетей возросло в десятки раз, действуют высшие мусульманские учебные заведения.

Можно выделить три основных периода:

  1. Императорская Россия (не было проблем в составлении и распространении календарей с расписанием намазов)
  2. СССР (появилась необходимость видоизменить календарь, была проблема с распространением)
  3. Российская Федерация (подобная необходимость отпала, но метод расчета остался таким же, как и в СССР)

Недельный календарь

После революции религиозный календарь мусульман резко поменял свой облик. Указывалось всего лишь два времени, а именно время рассвета и время захода солнца.

Современные календари

До СССР существовало примерно 26 различных исламских календарей, один из которых мы представили выше. Если сравнить календари первого и третьего периодов, (это те, периоды, когда в составлении исламских календарей проблем никаких не было) то увидим значительную разницу между утренним (фаджр) намазом и восходом (шурук), и вечерним (магриб) намазом с ночным (иша) намазом. Возьмем расписание на 5 сентября старого и нового календаря для города Казань, и увидим разницу в первом расписании между фаджр и восход составляет почти 3 часа, а между магриб и иша 2.5 часа, тогда как во втором идет строго по 1.5 часа …

Расписание на 23(5).08(09).1903 Расписание на 5.09.2013
Фаджр - 02:13 (02:53) Фаджр – 4:25
Восход - 5:10 (5:50) Восход – 5:55
Зенит - 12:00 (12:40) Зенит – (не указан)
Аср - 16:39 (17:19) Аср – 17:15
Магриб - 18:45 (19:25) Магриб – 19:27
Иша - 21:14 (21:54) Иша – 20:57

Заключение

Уважаемые мусульмане, намаз – это один столпов ислама, к которому мы должны относиться должным образом и совершение его в свое время является обязанностью каждого верующего человека. Всевышний Аллах сказал:

Поистине, молитва для верующих – предписана [сделана обязательной] (для совершения) в установленное время. Коран 4.103

Поэтому каждому необходимо побеспокоиться за свои намазы, во время ли мы их совершаем? Ведь каждый человек сам отвечает за свои деяния и будет спрошен за них в Судный День.

И не понесёт несущая ноши другой [ни на кого не будет возлагаться грех другого]. Коран 35.18

Необходимо вернуться к основе, как читали наши предки, когда не было гонений на мусульман и не было необходимости прибегать к новым способам определения времени намазов. Надеемся что у них, если пожелает Аллах (иншаАллах), кто был вынужден читать по расписанию «полтора часа» во время СССР, будут приняты намазы. А тем, кто до сих пор применяет данный календарь, стоит серьезно задуматься: «А во время ли мы читаем намаз?», так как намаз совершенный не в свое время не принимается!

Господи! Сделай меня совершающим молитву (постоянно и надлежащим образом) и из моего потомства. Господь наш! И прими мою мольбу. Коран 14.40

В заключении Хвала Аллаху Господу Миров!